Прокуратура Мозырского района

Прокурор Мозырского района

Ткач Юрий Владимирович

тел.приемной 249756

факс 254312


К сведению граждан!

Гомельской транспортной прокуратурой в ходе проверки законодательства в области использования воздушного пространства выявлены факты несанкционированных полетов судов сверхлегкой авиации.

Проверки показали, что полеты осуществлялись на самодельных летательных аппаратах, лицами, не имеющими пилотского свидетельства, с грубыми нарушениями техники пилотирования. Установлены случаи полетов таких судов с пассажирами на борту, осуществляемых лицами, не имеющих летной квалификации и на коммерческой основе.

Так, мужчина 4 августа прошлого года около 19 часов вблизи д.Залядье Гомельского района совершил пилотируемый полет на самодельном мотодельталете типа nano-trike Е- 16. Указанное воздушное судно не зарегистрировано и не сертифицировано. Электронную заявку на использование воздушного пространства в ГП «Белаэронавигация» он не подавал, чем нарушил требования Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь.

В тот же день там же, другой мужчина совершил пилотируемый полет с пассажиром на самодельном дельталете, который официально не зарегистрирован и не сертифицирован. Своими действиями он нарушил требования Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, Авиационных правил, Воздушного кодекса Республики Беларусь.

За нарушение правил использования воздушного транспорта постановлениями заместителя Гомельского транспортного прокурора на основании ч. 1 ст. 18.35 КоАП Республики Беларусь правонарушители подвергнуты административному взысканию.

Гомельской транспортной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлен факт оказания индивидуальным предпринимателем услуг по проведению обзорных тандемных коммерческих полетов на параплане.

В ходе мониторинга на мобильные телефоны зафиксированы взлет, полет и посадка пилота-инструктора в тандеме с заказчиком. Также подтвержден факт получения денежных средств за оказанную услугу в сумме 170 рублей.

Установлено, что индивидуальный предприниматель в августе прошлого года подал в ГП «Белаэронавигация» электронную заявку на

осуществление учебного полета вблизи д.Старая Белица Гомельского района. В этих целях было заявлено одно сверхлегкое воздушное судно.

Вместе с тем, при осуществлении коммерческого полета был использован иной летательный аппарат с наличием на борту пассажира. Указанными действиями индивидуальный предприниматель нарушил Правила использования воздушного пространства.

По поручению Гомельского транспортного прокурора Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь индивидуальный предприниматель также привлечен к административной ответственности.

Органами внутренних дел регулярно выявляются нарушения при использовании воздушного пространства «беспилотниками». Такие полеты совершались над критически важными объектами, в местах массовых скоплений людей, что создает немалую угрозу общественной безопасности, причинению вреда жизни и здоровью граждан.

По выявленным фактам за нарушение правил использования воздушного пространства при использовании БЛА 6 лиц привлечены к ответственности по ст. 18.35 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Справочно. КоДексом об аДминистративных правонарушениях по ст. 18.35 предусмотрено наказание в виде штрафа для физических лиц до пятиДесяти базовых сЛИЧИН, а на ЮРИДИЧСКИХ лиц - до ста базовых СЛИЧИН.

В районе площади г.Ветка 09.04.2023 К. осуществлял запуск беспилотного летательного аппарата без разрешения оперативных органов Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь.

Судом Советского района Г.ГОМеЛЯ 16.05.2023 К. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.35 КоАП и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размер 37 рублей.

В целях обеспечения национальной и общественной безопасности принят Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2023 №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов» (далее — Указ), которым предусмотрены постановка на государственный учет гражданских БЛА, находящихся в законном владении, пользовании и (или) распоряжении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; запрет физическим лицам на ввоз, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских БЛА и авиамоделей и использование воздушного пространства гражданскими БЛА.

Запрет на хранение и оборот начнет действовать с 28.03.2024. За это время физические лица обязаны продать БЛА и авиамодели организации (ИГТ) или передать на хранение в уполномоченную организацию.

В развитие положений Указа принято постановление от 28.12.2023 № 970 «О вопросах ввоза и передачи на хранение гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей». Определено, что Государственный таможенный комитет является ответственным за осуществление контроля международных почтовых отправлений и товаров, следующих в адрес физических лиц, ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь с территории государств — членов Евразийского экономического союза.

Следует иметь в виду, что посылки и товары, ввозимые для передачи физическим лицам, в том числе приобретенные такими лицами посредством известных маркетплейсов (OZON, Wildberries, AliExpress, и др.) будут проверять на наличие БЛА, авиамоделей в установленном порядке.

В ближайшее время Совмин внесет в Палату представителей предложения об ответственности за нарушение требований Указа №297.

Сохранность КРС – основа продовольственной и экономической безопасности Республики Беларусь

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются для нашей страны ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и социальный потенциал на территории сельской местности.

В соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь №6 от 04.03.2019 «О развитии села и повышения эффективности аграрной отрасли» (далее - Директива) руководителям сельскохозяйственных организаций поручено обеспечивать поддержание порядка, благоустройство территорий и производственных площадей, сохранность имущества, обеспечить эффективное развитие организаций.

Однако требования Директивы должностными лицами зачастую игнорируются, что не позволяет агропромышленному комплексу выйти на качественно новый уровень, обеспечить устойчивое развитие и функционирование аграрного сектора экономики, создать благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития производства.

Прокуратурой Мозырского района на системной основе проводится анализ соблюдения требований законодательства о сохранности собственности, в том числе принимаются меры по возмещению ущерба и недопущению падежа крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях района.

В 2023 году на территории Мозырского района наметилась тенденция к увеличению падежа крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях района. Так, за 2023 год в сельскохозяйственных предприятиях Мозырского района пало 138 голов КРС, что на 36 голов больше, чем за 2022 год.

Рост падежа, как следует из анализа заключений ветеринарных служб хозяйств и У «Мозырская районная ветеринарная станция», в большинстве случаев обусловлен элементарным нарушением технологических регламентов кормления и содержания животных.

Прокуратурой района на постоянной основе проводятся рейдовые мероприятия в сельскохозяйственных организациях района, в ходе которых выявляются нарушения ветеринарного законодательства.

В большинстве сельскохозяйственных организаций района выявляются факты игнорирования технических регламентов в сфере животноводства, несоблюдения зоотехнических и ветеринарных правил и норм по содержанию и кормлению скота, что приводит к болезням и падежу животных. Нарушения и недостатки зачастую обусловлены не столько проблемами финансирования, как это утверждают должностные лица субъектов хозяйствования, сколько халатным, безответственным отношением и элементарной неисполнительностью работников.

По фактам выявленных нарушений в 2023 году прокуратурой района внесено 7 представлений, вынесено 11 предписаний, 5 постановлений о привлечении к материальной ответственности, заявлено 5 исковых заявлений, в адрес Мозырского райисполкома направлено 2 информационные записки. По требованию прокурора виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, 8 лиц привлечено к материальной ответственности на сумму 6480 рублей, 1 лицо привлечено к административной ответственности.

В истекшем периоде 2024 года прокуратурой района по факту выявленных нарушений также внесено представление, 18 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Всем руководителям сельскохозяйственных организаций предписано незамедлительно принять системные меры по устранению нарушений законодательства, направленные на предупреждение падежа скота.

Работа по проведению проверок сохранности крупного рогатого скота, состояния контроля за соблюдением зоотехнических, зоогигиенических и ветеринарно-санитарных правил, принятию мер по возмещению ущерба, причиненного падежом, прокуратурой района будет продолжена и в дальнейшем.

Старший помощник прокурора Мозырского района

младший советник юстиции                                                 А.Э. Молоткова

К сведению граждан!

Порядок использования авиамоделей, беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Беларусь

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что в Республике Беларусь систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Основной причиной служит незнание или игнорирование владельцами летательных аппаратов требований законодательства и выполнению полетов.

По информации Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций в воздушном пространстве в 2021 году зафиксировано 57 сообщений о полетах БПЛА. В 7 случаях полеты осуществлены с нарушением требований национального законодательства, владельцы которых привлечены к административной ответственности.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2016 №81 «Об использовании авиамоделей» под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним.

Запрещается использование авиамоделей:

-в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами;

-в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране»;

-на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;

-общей массой более 0,5 кг. без соответствующей маркировки авиамодели (символы, буквы, цифры).

При использовании авиамодели пользователь обязан:

-выполнять требования, предусмотренные вышеуказанными правилами;

-соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности;

-принимать меры в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу физического либо юридического лица.

Для выполнения в Республик Беларусь официального полета беспилотником его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь в центр Единой системы организации воздушного пространства.

Обязательным условием в случае выполнения беспилотником авиаполета с одновременным осуществлением аэросъемки является наличие у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных сил.

Координаты опасных зон, в пределах которых допускаются полеты БПЛА приведены в перечне опасных зон в воздушном пространстве Республики Беларусь (ознакомится можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агенство»).

Нарушение правил использования воздушного пространства влечет за собой административную ответственность по ст.18.35 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях с наложением взыскания в виде предупреждения или штрафа (на физлицо – до 20 б.в., на юрлицо – до 50 б.в.). Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года наказывается штрафом для физлица – 10-50 б.в., для юрлица – 20-100 б.в.

В настоящее время национальным законодательством прямо не предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил использования БПЛА в воздушном пространстве Республики Беларусь. Однако в зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по ст.ст. 147, 149, 153, 155, 218, 219, 314, 339, 289 либо иным статьям Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.


К сведению!

Немалую часть сознательной жизни человек проводит на рабочем месте. В связи с чем охрана труда была и остается важнейшей социально-экономической проблемой, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей и работающих.

Для решения проблем по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в Республике Беларусь сформирована нормативная правовая база, регламентирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Законодательно определены уровни государственного управления в области охраны труда. В Мозырском районе на постоянной основе проводятся мониторинги, обследования, по результатам которых нанимателям выдаются рекомендации на устранение выявленных нарушений, к виновным лицам применяются штрафные санкции.

Кроме того, решением Мозырского райисполкома созданы 2 мобильные группы, которые на постоянной основе проводят обследования сельскохозяйственных объектов и объектов строительства.

Несмотря на наличие четких правил по охране труда, всевозможных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, действующей системы наказаний за нарушение установленных норм и правил охраны труда, отдельные работники и руководители игнорируют требования безопасности, что неминуемо приводит к плачевному результату – к травмированию либо смерти.

В истекшем периоде 2021 года в организациях, расположенных на территории Мозырского района, зарегистрировано 5 несчастных случаев, приведших к тяжелым производственным травмам: СУП "Мозырская ПМК №105", ПК "Мозырьмонтаж", ГСХУ "Мозырская сортоиспытательная станция", СУП "Полесье-Промжилстрой" и ООО "Дорожник".

Со смертельным исходом зарегистрирован 1 несчастный случай.

Изучение материалов специальных расследований показало, что в абсолютном большинстве произошедших несчастных случаев установлена вина нанимателя (4 из 5). По одному из произошедших случаев тяжелого травмирования виновен потерпевший (СУП «Полесье-Промжилстрой» (ДТП, виновен потерпевший-водитель)).

Анализ причин и условий, способствующих указанным несчастным случаям, подтверждает факт ненадлежащего выполнения работниками и нанимателями обязанностей по соблюдению законодательства об охране труда.

Так, виновными в произошедшем 10.04.2021 с водителем автомобиля несчастном случае признан директор ООО «Дорожник», который допустил производство окрасочных работ на высоте без оформления наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и не обеспечил потерпевшего средствами индивидуальной защиты от падения с высоты (предохранительным поясом) при производстве окрасочных работ на высоте.В итоге водитель автомобиля при выполнении окрасочных работ на экскаваторе, находящемся на карьере, расположенном вблизи д. Стрельск Мозырского района, потерял равновесие и упал вниз головой с крыши экскаватора с высоты 3,4 метра, в результате чего получил травмы.

Результатом нарушения технологии процесса разборки внутренних межкомнатных кирпичных перегородок производителем работ, а также необеспечение места производства работ по разборке внутренних межкомнатных кирпичных перегородок инвентарными подмостями начальником участка, 17.02.2021 привели к тяжелому травмированию столяра СУП «Мозырская ПМК №105» (при демонтаже внутренней межкомнатной кирпичной перегородки на втором этаже строительного объекта произошло падение части демонтируемой стены на столяра).

Во всех перечисленных случаях руководителям организаций направлены указания об активизации деятельности в области профилактики производственного травматизма, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности.

Вместе с тем, несмотря на ранее неоднократно принимаемые меры, при повторном посещении прокуратурой района совместно с мобильной группой Мозырского райисполкома указанных объектов вновь выявлялись многочисленные нарушения требований законодательства в сфере охраны труда.

Среди нарушений: рабочие места не обеспечены первичными средствами пожаротушения; работники находились на строительной площадке в защитных касках, не застегнутых на подбородочные ремни;

и другие.

Важно отметить, что основные нарушения требований законодательства об охране труда, допускаемые нанимателями и влекущие гибель или травмирование работников (отсутствие контроля, нарушение установленных требований эксплуатации оборудования, пренебрежение средствами индивидуальной защиты и т.п.), не требуют значительных материальных или временных затрат.

В подавляющем большинстве несчастных случаев причинами являются: слабая мотивированность работодателей на улучшение условий и охраны труда, низкий уровень правовых знаний в сочетании с правовым нигилизмом и отсутствие элементарной дисциплины руководителей, должностных лиц и работников организаций.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в истекшем периоде 2021 внесено 2 представления об устранении нарушений требований законодательства об охране труда, причин и условий, им способствующих, вынесено 2 предписания о незамедлительном устранении нарушений, носящих явный характер, в адрес Мозырского межрайотдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда направлено 2 поручения о подготовке дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц проверенных организаций.

Безусловно, наряду с наказанием виновных лиц в организациях должна применяться и система поощрений работников за безопасный труд. При этом каждому работнику следует помнить, что о своей безопасности, в первую очередь, он должен позаботиться сам. Только так можно свести к минимуму количество травм на производстве.


Порядок подачи жалоб по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст.7.3 ПИКоАП Республики Беларусь жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, обжалованное в течение пятнадцати дней со дня его вынесения, в дальнейшем может быть обжаловано в пределах соответствующего срока, установленного статьей 7.6КоАП.

После вынесения постановления по делу об административном правонарушении на стадии рассмотрения проверка обоснованности действий и решений должностных лиц органа ведущего административный процесс может быть осуществлена в рамках рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.284 Налогового кодекса Республики Беларусь за подачу жалоб в органы прокуратуры на постановления по делу об административном правонарушении уплачивается госпошлина. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, не оплаченные госпошлиной, рассмотрению не подлежат.

В соответствии с Приложением №17 к Налоговому кодексу, при наложении административного взыскания в виде штрафа менее 10 базовых величин размер госпошлины, подлежащей уплате, составляет 0,5 базовой величины; от 10 до 100 базовых величин размер госпошлины составляет 2 базовые величины; при наложении штрафа в размере более 100 базовых величин – 3 базовые величины. При наложении иных административных взысканий размер госпошлины составляет 1 базовую величину.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа, а также квитанцией установленного образца, выписываемой нотариусом.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины: главное правление Министерства финансов по Гомельской области, УНП 400555165, расчетный счет BY21АКBB 3600423000038000000, БИК АКВВВY2X, код платежа 03002.


Прокурорский надзор за содержанием крупного рогатого скота

Прокуратурой Мозырского района на постоянной основе осуществляются надзорные функции за соблюдением требований законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с содержанием крупного рогатого скота (далее – КРС) в сельскохозяйственных предприятиях района.

За 5 месяцев 2021 года прокуратурой района посещены животноводческие объекты всех 7 сельскохозяйственных предприятий района. На всех объектах выявлены отдельные недостатки или нарушения законодательства.

Основными нарушениями условий содержания скота являются отсутствие необходимого объема подстилочного материала, занавоженность помещений, отсутствие в достаточном количестве кормов, воды для питья и другие.

В отдельных сельхозорганизациях района содержание и выращивание животных осуществлялось в антисанитарных условиях.

Так, на товарной ферме «Припять» КСУП «Козенки-агро» выгульные площадки были заполнены водой, занавожены, захламлены обломками бетонных плит, кирпичами, бревнами.

На территории фермы имелись посторонние животные, въездной дезбарьер заполнен грязью и атмосферными осадками, что свидетельствовало об отсутствии надлежащей защиты от заноса возбудителей опасных заболеваний.

Отдельные помещения и прилегающая к ним территория находилась в антисанитарном состоянии.

По результатам проверок внесено 2 представления, 7 предписаний, по требованию прокуратуры 4 лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 4 лица привлечено к административной ответственности, с 2 виновных лиц взыскан материальный ущерб на сумму 422 рублей. Хозяйствами приняты и принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Работа в данном направлении продолжается.

Информационные ресурсы

up